Музыкальные таланты

 Музыкальные таланты

Музыкальные таланты… Оптом и в розницу

Ни для кого не секрет, что классическая музыка, да и культура в целом, на Западе – это бизнес. Всё стоит денег, и музыка тоже. Вся музыкальная западная система построена на обмене умений, таланта и времени на деньги. Как себя чувствуют и выживают в этой системе наши соотечественники, приехавшие на Запад в поисках собственного применения?

У русскоговорящих музыкантов, переехавших на Запад, на первый взгляд , есть все преимущества. Наши дипломы признаются. Да и сама профессия не требует досконального знания языка. Однако, мне лично, известно огромное количество просто хороших, а также высококлассных музыкантов, которые так и не находят себе более – менее стабильной работы. Со временем, они вынуждены менять специальность.

Работа работе – рознь. Если мы говорим о постоянной работе по найму, то она для музыкантов – роскошь. Тут надо отличать ситуацию. Она колеблется и варьируется в зависимости от возраста, квалификации и даже музыкального инструмента. У солистов – своя судьба и другие шансы. Их я не вправе обсуждать. У простых смертных – другой путь. Пианисты, обычно, ищут педагогическую деятельность в музыкальной школе, либо дают частные уроки на дому. Иногда совмещают эту работу с концертами камерной музыки в составе камерного ансамбля. Музыканты, играющие на струнных и духовых инструментах, кроме педагогики, обычно пробуют найти работу в симфоническом, либо камерном оркестре. В Германии существует более сотни государственных и частных оркестров. Одни из них проектные. Состав в них меняется от одного проекта к другому, некоторые оркестры работают на постоянной основе и предоставляют возможность постоянной работы.

Из того, что я наблюдаю в жизни, хочу заметить следующее. Каждый год из музыкальных вузов одной только Германии в жизнь выходят тысячи профессиональных музыкантов. Это более сотни скрипачей, закончивших оркестровый факультет, более сотни виолончелистов, кларнетистов и так далее. Количество рабочих мест, а, вернее, реально заполняющихся по конкурсу вакантных постоянных мест, ежегодно, при этом, не превышает 10-15 на каждый из этих инструментов. Остальные места выписываются как временные. Дальше – ищи новую работу. Ситуация на рынке труда оркестровых музыкантов просто катастрофическая. Количество набора новых студентов в Музыкальные вузы не уменьшается уже несколько десятков лет. Реальные же рабочие места только сокращаются. Эта проблематика давно обсуждается, но проблема в том, что профессора музыкальных вузов имеют особый статус чиновников (Beamte), которых уволить или сократить невозможно по определению. Поэтому им и дают одну и ту же нагрузку.

Ситуация же с постоянной работой в оркестрах в последние годы резко ухудшилась (в разы). Жёсткую конкуренцию на рынке труда не выдерживают даже очень опытные музыканты. По моему наблюдению, даже в маленькие провинциальные оркестры приходят десятки и сотни резюме на вакантные места. В оркестры классом повыше – это число всегда исчисляется сотнями. Из этого числа работадатель вынужден по биографиям отобрать не более 15-20 и отослать приглашения на конкурс. То есть, уже на первом этапе, существует довольно жёсткий отбор. Сами же конкурсы выявляют победителей по принципу «крепких нервов», но не профессионализма. Музыкантам за 40 получить приглашение на конкурс крайне сложно, а выиграть его – вдвойне сложно. У молодых шансов побольше, но и они весьма теоретические.

С постоянной работой в педагогике тоже непросто. Большинство музыкальных школ выписывают контракты на основе почасовой оплаты, постоянных же контрактов с социальным пакетом ждать приходится десятилетиями…

Вот и вынужден наш брат работать «на себя» : скитаться по «халтурам», проектам, играть как Aushilfe (временная помощь оркестру со стороны) и давать частные уроки по заниженным ценам. По приезде на новую Родину мы радуемся любому шансу и довольны любому предложению, но через несколько лет это начинает, порядком, доставать. И здоровье уже не то, и семья регулярно кушать хочет, а мы всё по халтурам бегаем. И тогда начинаешь думать и искать другие возможности.
Ситуация на музыкальном рынке сейчас такова, что просто быть хорошим музыкантом – недостаточно для музыкальной карьеры на Западе. Надо быть, во-первых, молодым, заканчивать музыкальный вуз уже тут на Западе, иметь практику и играть не просто хорошо, а по-настоящему здорово. У остальных судьба – быть «на подхвате»: халтуры, замещения по болезни и проекты на пару недель. Особенно после 40.

Меня лично, умиляет картина, когда в глубокой провинции ищут таланты, и по многу раз проводят конкурсы. Раньше никто туда не хотел ехать, а сейчас даже в дремучие деревни – желающих по несколько десятков на место. А что говорить о больших городах и традиционно сильных музыкальных коллективах? Но так выгладит ситуация на рынке, и спорить с ней бесполезно. Но ведь недаром говорят: «Не можешь изменить ситуацию? Поменяй отношение к ней!»

Музыканты – народ очень специфический. Мы крайне болезненно воспринимаем одну только мысль о том, что музыка – не единственная профессия на свете. Но позволю, всё- таки, спросить. Мы в своё время освоили и получили такую сложную и нервную профессию! Hеужели мы не в состоянии освоить ещё одну, попроще? Основную либо дополнительную.  А что Вы думаете?

Игорь Щепетов

Добавить комментарий