Стереотипы мышления

Ломай стереотипы. Хакерство для начинающих.

На улице мороз, холодно, но солнечно. Снега за предыдущую неделю навалило столько, что моя машина буксует и не может выехать со двора. Для Германии – это аномалия. После  20 минут тщетных попыток проскочить снежный завал – сдаюсь и решаю идти пешком. Благо, не очень далеко. Городок у нас маленький, и все лица, попадающиеся навстречу, знакомы. Меня многие знают и приветствуют. Каждый второй,  увидев,  говорит о погоде и о … Сибири: «Холодно, как у вас в Сибири». Я давно привык к таким стереотипам. Большую часть времени я прожил на юге Украины и Сибирь видел только по телевизору. Но уже давно не пытаюсь никого переубеждать. В их представлении Украина, Казахстан и всё СНГ – это вечные холода, дешёвая икра, много пьяных мужиков и русская мафия. Остаётся улыбаться в ответ и делать вид, что так оно и есть. Стереотипы мышления и предубеждения …  Думаете, они есть только у немцев в отношении русских?  Да мы все мыслим стереотипами.

А насколько мешают стереотипы нам в жизни?

Стереотип – это модель поведения в ситуации, которую человек берет из прошлого опыта аналогичных ситуаций. Cтереотип, или привычка поведения -это, когда человек не пользуется восприятием, анализом и принятием решения,  a  действуeт  механически,  на основе прошлого опыта.

Утверждение, что стереотип поведения «экономит» время, энергию и умственный процесс -очень спорное. Как раз, это часто приводит к совершению глупых ошибок, которые могут дорого обойтись.

Предстaвим , что мы сидим без денег, и наш знакомый предлагает нам стать партнёром по бизнесу в каком-то «странном» проекте. Вместо того, чтобы обговорить время встречи и разобраться в сути дела, мы спрашиваем название фирмы и, услышав уже знакомое на слух слово, сразу отказываемся. И, действительно, это название мы уже много раз слышали. А раз так, то разве это может быть серьёзным предложением?  Между тем, наш знакомый продолжает заниматься своим бизнесом – и через  5 лет добивается завидного благосостояния и стиля жизни. А мы так и остаёмся в затруднительном положении. Помог нам наш стереотип? Наше предубеждение?

Cтереотипы и установки, когда они не осознаны, могут управлять нашим поведением. Этим могут воспользоваться другие люди в своих целях. Например, если человек нам улыбается, то мы решим, что он открыт для общения. А если это уголовник или псих? И в следующее мгновение нас пырнёт ножом? Какой у нас тогда выработается стереотип на улыбающихся людей?

Наиболее распространенными стереотипами мышления являются:

Полярное мышление.

Чрезмерное обобщение.

Избирательное восприятие.

Безосновательные выводы.

Категоричность.

Необоснованные ожидания.

1. При полярном мышлении мы склонны к преувеличению или преуменьшению происходящих событий на свою жизнь. Мы видим весь мир в белых или черных тонах. Ни то, ни другое в жизни не имеет места. Как говорил шекспировский Гамлет: «Нет ничего ни хорошего, ни плохого: это размышление делает всё таковым».

2. Чрезмерное обобщение проявляется на основе единичного факта и, в дальнейшем, распространяется на все похожие ситуации без разбора. Не сдал экзамен в институт или не справился с работой — «я неудачник». Такая установка искажает факты и парализует инициативу. Сюда же относится и «навешивание ярлыков».

3. Избирательное (однобокое) восприятие – это концентрация внимания на определенных аспектах и ситиациях, кажущихся существенными, и пренебрежение  к другим, «неважным». Мы отвергаем любые утверждения, противоречащие нашим убеждениям. «Не прав тот, кто имеет другое мнение», — думаем в таких случаях. В результате – налицо догматизм, упорство во взглядах и мнениях,  возведение их в абсолют.

4. Безосновательные выводы строятся на недостатке информации . Этот недостаток замещается домыслами и предположениями, не подтвержденными какими-либо аргументами. А выводы объясняются только тем, что «я так думаю» или «мне так кажется», и не более того. Так, мы делаем выводы о поступках других на основе собственных воззрений, предполагая, что они имеют такие же ценности, такие же убеждения, такие же взгляды на мир, такие же потребности, как и мы.

5. Категоричность — когда, например, мы относим объект к определённой социальной группе: производственной, учебной, военной, религиозной,  без учёта его индивидуальных качеств. Например, мы познакомились с успешным бизнесменом. Пользуясь выработанным понятием, что «все бизнесмены — нечестные люди», мы, первоначально, оценим его, как «рвача». И только дальнейшее знакомство в процессе общения позволит нам понять, что он из себя представляет.

6. Необоснованные ожидания часто привoдят нас к самообману. Мы предвкушаем увидеть в будущем, то, что рисуем в своём воображении. Часто самообман возникает при обещании другого выполнить для нас определенную работу, дать взаймы, оказать помощь и т. д. И, если эти люди хотят нам помочь, хотят сделать для нас что-то хорошее, но не делают это по той простой причине, что не могут, то  это – не обман с их стороны, а – самообман с нашей. Нам не хватило времени, желания, чтобы узнать человека, который пообещал и, возможно, хорошо к нам относится.

Какие ещё бывают стереотипы?

Возрастные стереотипы:

все дети – чисты душой;

все подростки – «трудные»;

молодые люди страдают легкомыслием («молодо-зелено»);

сорокалетние мужчины пребывают в кризисе;

пожилые люди – консерваторы;

старики – ворчуны.

Этнические стереотипы:

американцы – честолюбивы;

прибалты – медлительны

англичане – консервативны;

японцы– трудолюбивы;

французы – любвеобильны.

Согласитесь: находясь в плену ложных штампов, мы «за деревьями не видим леса»,  и можем легко заблудиться… И в прямом, и в переносном смысле.

А какие стереотипы и  предубеждения у Вас? Пишите  комментарии, с удовольствием почитаю!


Игорь Щепетов

Спасибо за добавление статьи в:

Добавить комментарий